Курсовые и дипломные работы
Рефераты:
| Адвокатура
Архитектура
Астрономия, авиация, космонавтика
Банковское дело, кредитование
Биржевое дело
Бухгалтерский учет
Военная кафедра, гражданская оборона
География, экономическая география
Геодезия
Геология
Государственное регулирование, налогообложение
Здоровье
Иностранный язык
Искусство
История
Компьютерные сети
Криминалистика, криминология
Культурология
Литература
Маркетинг, товароведение, реклама
Математика
Материаловедение
Медицина, биология
Международные экономические отношения
Менеджмент
Металлургия
Микроэкономика, предпринимательство
Москвоведение
Музыка
Нероссийское законодательство
Охрана природы, экология, земледелие
Педагогика
Политология, политистория
Право
Правоохранительные органы
Программирование, информатика, базы данных
Программное обеспечение
Психология, общение, человек, теории
Социология
Философия
Ценные бумаги
Экономика, политэкономия
Прочие
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Как развивался Древний Рим
Римляне гордились тем, что они являются продолжателями и в значительной степени правонаследниками греческой культуры. Но это вовсе не означает, что римляне перенимали у греков все. Напротив, они всегда мыслили самостоятельно и оригинально. Их историческая наука сформировалась на основе хроник (летописей). Первыми римскими хрониками были не описания событий, а что называется, чистый "фактаж" - таблицы понтификов (верховных жрецов). Записи эти, таблицы, имели календарный характер. В них вписывали имена консулов, даты правления и важнейшие события. Уже одно это сухое перечисление лишало простора для мифотворчества и беллетристики.
Знаменитый Муций Сцевола собрал все эти хроники воедино по годам и издал их отдельной книгой, дав ей название "Великие хроники" ("Великие анналы"). Таким образом закладывалась методология истории как науки и появился первый в полном смысле слова исторический труд - "анналы" (летописи).
Нужно констатировать, что на наше отношение к анналам как к абсолютным источникам в некоторой степени подорвано тем, что древнейшие анналы-первоисточники почти не сохранились. Заслуживает внимание, однако, тот факт, что ранние создатели анналов своей задачей видели последовательно и даже дотошно излагать события и избегать каких-либо оценок. С другой стороны, они не были озабочены анализом событий, поиском причинно-следственных связей - их интересовало событие само по себе. Они как бы говорят нам: вот она, правда - понимайте ее так, как умеете.
Основную часть анналов сегодня мы читаем во фрагментах или пересказах более поздних анналистов. Эти позднейшие аналитики сохранили историческую последовательность и достоверность самих событий, но в значительной мере изменили стиль повествования. Язык стал более сложным, даже вычурным и, главное, позднейшие аналитики уже считают возможными большие отступления-рассуждения о том, что они описывают. Более того, исторические события интересуют аналитиков уже не сами по себе. Они трактуют их так, как, им кажется, нужно трактовать с политической или воспитательной точки зрения. Сегодня такую авторскую позицию поздних аналитиков назвали бы конъюнктурой.
Как следствие такой позиции, у римлян не было историографов типа греческого Фукидида. Грек признавал наличие авторской позиции и не боялся жертвовать привлекательностью, читаемостью, популярностью. Для римлян же не факт стал важен, а его значение: моральное и воспитательное. Они уже считали возможным изображать события и их участников так, чтобы те стали образцом для подражания. Чтобы произвести соответствующее впечатление, события и участники должны были выглядеть не столько исторически правдиво, сколько привлекательно и положительно. Для привлекательности и положительности можно пожертвовать историчностью, чтобы произвести впечатление.
Таким образом, историки античности как бы заложили два подхода к описанию событий: узнать и рассказать как можно больше правды или же поучать и воспитывать на исторических примерах.
Отзывы | добавить свой отзыв
Записей пока нет...
|
|
|